Monday 11 January 2010

Солт-Лейк-Сити

Самолёт приземлился в городе Финикс, штат Аризона. Из иллюминатора я увидел ровные ряды домов и пальмы. Пару часов я провёл в аэропорту, ожидая самолёта до Солт-Лейк-Сити. За это время успел позвонить знакомому американцу по имени Гэррэт, который жил в Солт-Лейк-Сити, но по делам был в Аризоне в это время. Мне ответил автоответчик и я оставил ему сообщение, что прилетаю в город через пару часов.

Я сел на самолёт и через пару часов оказался в столице штата Юта - городе Солт-Лейк-Сити. Город изначально был основан мормонами, спасавшимися от религиозных преследований в восточных штатах, в середине 19-го века. Первоначально были серьёзные трения между руководством церкви и федеральной властью - одно время церковь была даже объявлена вне закона из-за практикования обычая многожёнства. Однако после отмены многожёнства церковь была восстановлена в правах, а многожёнство было запрещено под угрозой отлучения от церкви. Но остались отдельные раскольнические группы, не признавшие отмены многожёнства, и они основали другие малочисленные церкви. Но это конечно ненастоящие мормоны. Итак, город Солт-Лейк-Сити был основан мормонами и изначально застраивался по единому плану. Сам город состоит из нескольких отдельных муниципалитетов, но по сути дела это один город. Например, население муниципалитета Солт-Лейк-Сити всего около 180 тысяч, в то же время население большого Солт-Лейк-Сити около 1,5 миллионов. По всему городу есть единая адресная система и улицы, которые идут через весь город. Например, типичен адрес 3234 Южная улица 400 Восточная. Встречались мне номера домов 16000 и более.
Я получил багаж и решил ещё раз позвонить Гэррэту, с которым мы кстати познакомились в моём городе когда он был на миссии. Он прекрасно говорил по-русски почти без акцента, и что интересно не путал падежи и склонения! Оказалось, что он тоже сегодня летит из Аризоны и приземлится через 10 минут! Очень интересное было совпадение.
Из аэропорта нас забрал отец Гэррэта и отвёз нас к ним домой. По пути я удивлённо смотрел в окно - окружающий пейзаж был довольно необычным: высокие горы и пожухлая трава, деревьев не было, после пышущего зеленью Вермонта это было очень необычно. Гэррэт сказал что пейзаж сильно напоминает Монголию. Если бы не прекрасные американские дороги и типичные американские закусочные по обочинам, то действительно можно было подумать что это Монголия. В своё время, когда пионеры (не путать с советскими пионерами, американские пионеры - это просто первопроходцы, есть даже специальный день пионеров, который празднуют в основном в западных штатах) только пришли в долину Солёного озера они сильно страдали от малого количества осадков, но со временем была прорыта целая сеть ирригационных каналов, что отчасти облегчило ситуацию. Но без полива в штате Юта вообще ничего не растёт, в пригородах мне встречались большие движущиеся поливальные машины. Поэтому наиболее рентабельным видом сельского хозяйства в штате является выращивание скота, причём фермы делятся на те, которые выращивают сено для скота и собственно скотоводческие фермы.
Сам город Солт-Лейк-Сити представляет собой типичный провинциальный североамериканский город с высотным центром (даунтауном) и 1-2-х этажным огромным пригородом, всё это связывает система скоростных дорог, например, мой знакомый жил примерно в 40 километрах от работы, а добирался до неё за 25-30 минут. Естественно, что система общественного транспорта в городе развита довольно плохо, зато автобусы ходят точно по расписанию, которое висит на каждой остановке. Есть также в городе трамвай, который я часто использовал чтобы съездить в центр города. Интересно, что проезд стоил 1.70 доллара и билеты продавались в автоматах на каждой остановке, на каждом продаваемом билете печатается время и дата продажи билета, предполагается, что если кто-то спросит у вас билет, то вы должны будете его предъявить. Однако вся фишка в том, что за месяц я ни разу не видел контролёров или чего-то похожего на них. Получается, что вся система держится на честности горожан!
В центре города Солт-Лейк-Сити находится не площадь с мэрией как в других американских городах, а Храмовая площадь с главным мормонским храмом. Сам храм дольно впечатляющий и есть два центра для посетителей, где рассказывается об истории церкви и есть миссионерки со всего мира говорящие на разных языках, встретил я там и миссионерку из России, точнее из Новосибирска. Так что при желании, если окажетесь на Храмовой площади найдите миссионерку из России или Украины, и сможете прослушать экскурсию на русском языке. Рядом с Храмовой площадью есть несколько административных зданий связанных с церковью, причём на входе я не видел никакой охраны. Мормоны располагают крупнейшей в мире картотекой генеалогических исследований, поэтому рядом с Храмовой площадью есть Центр семейной истории, где можно поискать своих предков. Мне своих найти не удалось, так как база данных по России ограничена.
В самом городе встречается множество церквей, в основном мормонских, но есть и множество других: католических, протестантских, и есть даже русская православная церковь, причём никто их там не притесняет - есть полная свобода совести. Чего нельзя сказать о нашей стране - в российских городах население часто настроено против мормонов только потому, что эта религия пришла из-за рубежа, но ведь для Юты православие тоже пришлая религия - и никто их там не притесняет. Так что надо учиться терпимости к людям другой религии, расы или национальности - этого очень не хватает в современной России. Только половину населения города ныне составляют мормоны, четверть населения принадлежит другим церквям, другая четверть не ходит в церковь вообще.
Итак, я провёл в доме Гэррэта пару дней и за это время побывал в Прово, где находится Университет Бригама Янга - крупнейший связанный с церковью университет в США, там около 30 тысяч студентов-очников и полмиллиона на дистанционном обучении! Причём университет довольно дешёвый по американским меркам - около 2000 долларов в семестр, при средней цене по стране в 5000-7000 долларов, причём набор дисциплин довольно широк - от бухгалтерского учёта до киноискусства. Если не страшно жить 3-4 года среди мормонов, и вы хотите получить американское образование, то университет будет готов вас принять. Да чуть не забыл - придётся соблюдать нравственные нормы церкви - не пить алкогольных напитков, не курить, не употреблять наркотики и не вступать в половые отношения до брака. Если всё же вам всё надоест - то есть автобус до Лас-Вегаса (который, кстати, тоже основали мормоны) всего 5-6 часов на автобусе и вы столице американской ночной жизни!
В понедельник я должен был уже выходить на работу, которую мне нашёл Гэррэт, точнее его мама. Я должен был работать на развозке дверей за 10 долларов в час, оказалось, что и на этот раз мне крупно повезло - работа оказалась совсем несложной, надо было только вылезти из грузовика, разгрузить пару-тройку дверей и полчаса ехать в прохладе грузовика до следующего места доставки, так как заказы приходили со всего большого Солт-Лейк-Сити. Работы в то лето было действительно много - стоило только пройти по улице и то дело попадались объявления о наборе на работу. Работать приходилось с такими же иммигрантами как я - все они за исключением парочки белых лиц были с коричневым цветом кожи мексиканцами или выходцами с островов Тихого океана , в основном с Тонга. Кстати Тонга - единственное в мире государство с подавляющим большинством населения, которое составляют мормоны - около 92%.
Первую неделю я жил в хостеле в центре города - за 15 долларов в сутки. Конечно, хостел тот был не подарок - в одной комнате было 4 кровати, причём сама комната была площадью от силы 12 кв. метров. Душ и туалет были на этаже. Никого я там не знал и по вечерам просто гулял по центру города, питаясь в фастфудах. Сам город был по вечерам абсолютно пустым - все кому надо передвигаться, передвигались на машинах, так что прохожих не было.
На второй неделе я принял предложение одного из своих коллег пожить к него, причём абсолютно бесплатно, честно говоря не знаю что его подвигло пригласить незнакомого человека пожить у него - по национальности он был тонганиец, но его жена была американка, именно так он получил свою визу. Женаты они были около года и жили в самом муниципалитете Солт-Лейк-Сити, кстати жили они недалеко от места где мы работали, но за нами каждое утро заезжали знакомые с работы. Вот такая вот взаимопомощь. Квартира их была как бы в полуподвале, с двумя спальными и одной гостиной. Также там была кухня, ванная и небольшая комната для стирки. По воскресеньям мы ходили в тонганийский приход, где все уроки велись на тонганском, естественно что я ничего не понимал.
Впрочем, долго поработать на развозке дверей мне не удалось, у меня скоро закончилась виза, и меня рассчитали. Так как до вылета было ещё две недели я решил перенести дату вылета поближе, но это обошлось мне в 200 баксов, причём билет нельзя было сдать или купить новый, так как новый стоил 300 долларов. Нечего делать, пришлось заплатить, также пришлось заплатить за смену даты за у Эйрфранс. Так что поездка влетела мне в копеечку, но я об этом не жалею.
Ранним утром я попрощался с гостеприимной семьёй приютившей меня на несколько недель и поехал в аэропорт, в аэропорту показывали новости из Нью-Йорка, тут я вспомнил, что сегодня 11 сентября - 6-я годовщина терактов в Нью-Йорке. Немного поёжился перед предстоящим полётом, но на всё воля божья. Прилетев в Нью-Йорк, мне удалось назначить вылет в Москву только на вечер следующего дня, так что пришлось второй раз ночевать в аэропорту, так как в гостиницах не было мест.
Так как одному было скучно, то я ходил по терминалу и разговаривал с русским студентами, такими же как я. Интересно что все были настроены дружелюбно и охотно делились впечатлениями об Америке. Одни студенты улетали, я искал других и разговаривал с ними. Так я познакомился с Валей - симпатичной девушкой из Тулы, которая работала в штате Мерилэнд. Потом мы долго переписывались.
На следующий день я прилетел наконец в Москву - и испытал то, что испытывают все возвращающиеся в Россию из западных стран - шок от российской действительности. Потом долго приходил в себя - около 3 месяцев и всё это время меня тянуло назад - в Америку.

No comments:

Post a Comment

Визит в Лос-Анджелес

1. Размеры не столько города, сколько агломерации - то есть сети городов впечатляют, от одного конца до другого больше 100 км непрерывной жи...